Определение термина «фонетика»

Фонетика — это языковедческая наука, которая изучает материальную сторону языка, а именно звуки и их сочетание.

Для начала нужно определить составляющие части звуковой стороны языка.

Основными звуковыми единицами нашего языка являются:

  • морфемы (корень, суффикс, префикс, окончание);
  • слова;
  • словосочетания;
  • простые и сложные предложения.

По природе эти единицы имеют две стороны — смысловую (они все имеют свое значение) и материальную (они — ряд определенных звуков). Знаки также имеют свою двусторонность:

  • обозначаемое — это смысл, значение знака;
  • обозначающее — материальная составляющая, которая доступна нашим органам чувств (звуки);
  • условная — понимание; связь между обозначающим + обозначаемым.
Все единицы нашего языка — знаки. Каждый из знаков имеет свое обозначающее (материальную сторону), а точнее звуки и их сочетание.

Что является предметом изучения фонетики

Филология как наука изучает:


  • звуки речи;
  • образование звуков речи;
  • общие фонетические законы;
  • закономерности и специфику звукового строения (произношение) языка: постановка ударения в каждом слове/в каждой фразе, деление на слоги, особенности передачи интонации в предложениях.

Основные задачи филологии

  1. Фиксирование звукового состава (особенности произношения живой речи) языка в определенный период его развития.
  2. Синхроническое и диахроническое изучение фонетического строя языка.
  3. Выявление и определение фонетических изменений звукового строя речи.
  4. Сравнительное изучение языковых фонетических явлений и изменений в родственных языках.
  5. Изучение и сопоставление языковых структур нескольких языков, для выявления звуковой специфики всех языков мира и их близкого или дальнего сходства.

Какие существуют фонетические единицы (основные)

Фраза, такт, слог и звук — это основные фонетические единицы языка.

Все они имеют строгую системную иерархию, так как связаны количественными отношениями:

  • Фраза включает в свой состав несколько тактов;
  • Такт включает несколько слогов;
  • Слог — несколько звуков;

Но:

  • Такт не может включать в свой состав несколько фраз;
  • Слог не состоит из несколько тактов;
  • Звук не состоит из нескольких слогов.

Каждая единица имеет свою качественную специфику.

Например, фразы объединяются только интонацией, такты — ударением, волновой сонорностью соединяются только слоги, а звуки — однородностью произношения и образования, которая является относительной, но системообразующей.

Примечание: Абсолютно все звуковые единицы составляют общую фонетическую систему языка. Так как они связаны между собой и зависят друг от друга.

Аспекты фонетических исследований

Существует всего четыре основных аспекта в рассматриваемой нами науке:

  • Артикуляционный — рассматривает участие пассивных и активных органов речи при создании звуков.
  • Акустический — исследует амплитуду колебаний воздушных частиц каждого звука при их произношении: высоту, силу и тембр.
  • Фонологический — рассматривает смыслово-различительную функцию каждого звука (фонемы).
  • Перцептивный — исследует связь и восприятие услышанной речи органами человеческого слуха.

Разделы фонетики

  • Общая фонетика — систематизирует общие закономерности и характеристики всех языков мира: принципы членения звукового потока, артикуляционное образование звуков, особенности изменений звуков в речи, соотношение звуков и фонем и пр.
  • Сравнительная — основной ее задачей является общая сопоставительная характеристика звукового строя языка с другими языками. В этом разделе изучаются особенности и закономерности развития живой речи при сопоставительном анализе родного и чужого языка.
  • Историческая — это диахроническое изучение развития и изменения языкового строя конкретного языка со времен его появления.
  • Описательная — это синхроническое изучение фонетического строя речи современного (конкретного) языка.
  • Артикуляционная — изучает сам физиологический процесс образование звуков в речевом аппарате.
  • Перцептивная — фиксирует и изучает процесс восприятия и усвоения звучащей речи органом человеческого слуха.

Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях:


 
error: