Сам термин «морфология» (дословно с греческого: учение о форме) был введен в русистику представителями фортунатовской школы, а именно Г.О. Винокуром, Н.Н. Дурновым, А.А. Шахматовым в конце 19 — начале 20 века.
Сейчас этот термин звучит так:
Морфология — это раздел языкознания, который изучает грамматические свойства слов (словоформ).
В своих трудах В.В. Виноградов определяет этот термин так — «грамматическое учение о слове».
Самое простое объяснение — это языковедческая наука о частях речи.
Морфология имеет следующие задачи: грамматическая классификация слов и анализ системы морфологических категорий.
Лексикология: связь с морфологией
1) Мы все прекрасно помним, что абсолютно вся лексика современного русского языка систематизируются по классам слов, другими словами — по частям речи: имя существительное, наречие, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное и др.
Например, как распределяются в лексикологии заимствованные слова:
Юзать — это у нас глагол;
Мерчендайзер — существительное;
Хаки — определяется как прилагательное.
2) В морфологии изучаются грамматические категории частей речи (это падеж, число, род и др.), при систематизации некоторых лексем эти категории играют очень важную роль при определении конкретных словоформ.
Например:
Я играл — прошедшее время;
Я играю — настоящее;
Я буду играть — будущее.
Или:
Дом — един. число;
Дома — множественное.
Но:
Слово «мебель» имеет только единственное число.
Словообразование: связь с морфологией
1) В этой науке принято оформлять новые слова именно по законам грамматики, каждое слово входит в определенный класс слов, тем самым систематизируя лексику языка.
Например:
Слово (кто?) «пиарщик» — это существительное, а вот «пиарить» (что делать?) - глагол.
2) Все слова образуются из определенных морфем, которые имеют частеречную закрепленность.
Например:
Мы прекрасно знаем, что суффиксы «-ыва- , -ива- , -ва- , -ну- , -и-» = образуют только глаголы, а: «-ан- , -ов- , -ск-» = только прилагательные.
3) В морфемах, которые используются в словообразовании, проявляются грамматические значения (категории частей речи).
Например:
Делать — сделать; шить — сшить (префикс выражает категорию вида).
Писал — писала — писало (в этом примере окончание выражает категорию рода).
4) Словообразовательные суффиксы обязательно связаны с грамматической категорией рода, поэтому они в контексте предопределяют окончания слов.
Например:
Искусство («-ств» + окончание «о») средний род — суффикс предопределяет единственное возможное в этом случае окончание «о».
Учитель («-тель» + нулевое окончание) мужской род.
Ученица («-ниц» + только окончание «а») женский род.
Фонетика (фонология): связь с морфологией
1) Когда мы склоняем или спрягаем слова, в словообразовательных морфемах происходят фонетические изменения.
Например:
Печь — пеку — печёшь (обратите внимание на чередование согласных в корнях слов «ч-к-ч»).
Сестра — сёстры — сестёр (здесь чередуется ударные гласные «сестрА — сЁстры — сестЁр»).
2) Когда образуются новые слова, их производящая основа подвергается морфонологическим изменениям.
Например:
Ялта — ялтинский, Сочи — сочинский (в этом примере произошло наращение основы).
Курск — куряне (здесь основа была усечена).
Прыгать — прыжок (чередование «г-ж»).
Синтаксис: связь с морфологией
1) Когда мы определяем синтаксический признак слов при разборе предложения, очень важно правильно определить, какой частью речи является рассматриваемое нами слово.
Например:
Это платье ей широко.
«платье» (каково?) «широко»
мы точно знаем, что «широко» это составное сказуемое, а значит перед нами прилагательное, которое имеет краткую форму.
Открыть дверь широко.
«открыть» (как?) «широко»
слово «широко» здесь выступает в роли обстоятельства — значит перед нами наречие.
2) В предложении у неизменяемых слов только синтаксически выражаются их грамматические значения.
Например:
У неизменяемых словах значение рода определяется только с помощью зависимого слова: молотЫЙ кофе (мужской род), вкуснОЕ рагу (средний), свежАЯ салями (женский).
Поделиться ссылкой на статью в социальных сетях: